Технические данные танка СУ-76 |
|
Боевая масса | 11,5 т |
Экипаж | 4 человека |
Габаритные размеры |
|
длина | 5100 мм |
ширина | 2730 мм |
высота | 2300 мм |
клиренс | 310 мм |
Броня |
|
лоб | 26-35 мм |
Борт корма | 16 мм |
рубка | 16-35 мм |
Вооружение | 76,2-мм пушка ЗИС-ЗШ |
Боекомплект | 62 выстрела |
Двигатель | ГАЗ-202, карбюраторный, два мощностью по 70 л. с. |
Максимальная скорость по шоссе | 45 км/ч |
Запас хода по шоссе | 230 км |
Удельное давление на грунт | 0,57 кг/см 2 |
Преодолеваемые препятствия |
|
подъем | 25° |
ширина рва | 2,0 м |
высота стенки | 0,67 м |
глубина брода | 0,41 м |

На фотографии вверху СУ-76 8-го гв. тк, Люблин, июль 1944 г.
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Самоходные орудия СУ-76 поступили на вооружение 2-й ТА в январе 1944 г. накануне боев под Винницей и Коруснь-Шевченковским. В январе в состав армии вошло два Самоходно-Артиллерийских Полка (САП), однако один полк (298 гв. сап) был сразу же передан 27-й Армии. К началу боевых действий 25 января 1944 г. 2-я танковая армия имела самоходных орудий СУ-76 -20. Резкие климатические изменения в районе боевых действий войск АРМИИ, привели дороги в плохое состояние, что ставило под угрозу обеспечение самоходных орудий ГСМ и боеприпасами. Это заставило оставить некоторое количество боевых установок для подтягивания тылов. Совершение больших переходов (до 300 км) привело к большому расходу моточасов и выходу из строя боевых установок. После проведенного марша в район СТАНИСЛАВЧИК вышли из строя и пришли в полную негодность СУ-76 – 6. Основной причиной выхода из строя боевых установок явилось – расход моточасов и плохая подготовка водительского состава. В выводах по проведенной операции командование армии отмечало, что самоходное орудие СУ-76, имея слабую ходовую часть, слабую пробивную способность и слабую броню, как средство борьбы с танками противника, мало эффективно. По боям 2-й ТА в Молдавии и Румынии в апреле-мае 1944 г. был сделан схожий вывод, что в условиях проведенных боев менее применимыми из-за слабой ходовой части и частых поломок были СУ-76. Самоходно-артиллерийские полки, имевшие на вооружении самоходные орудия СУ-76, находились в составе 2-й гв. ТА до окончания войны.
Благодаря своим небольшим размерам и низкому среднему удельному давлению на грунт (0,545 кгс/см2) СУ-76 могла успешно передвигаться в лесисто-болотистой местности, сопровождая пехоту там, где не могли пройти средние танки и другие самоходные орудия. Развитая система охлаждения и, с Другой стороны, наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя давали возможность СУ-76М успешно воевать в любое время года. Особенно хорошо они показали себя в уличных боях, где трудно было маневрировать и действовать другим артустановкам. Главным достоинством СУ-76 были компактность, высокая маневренность, способность действовать на слабых грунтах (удельное давление на грунт - 0,545 кг/см2) в боевых порядках пехоты, расстреливая прямой наводкой ДОТы и укрепленные здания. Машина имела громадное преимущество перед любым другим нашим танком или САУ, т.к. именно открытое боевое отделение предотвращало гибель экипажа и машины в случае попадания кумулятивного снаряда, включая немецкие "фаустпатроны".
Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал: «...Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников...»

На фотографии СУ-76, Польша, июль-август 1944 г.

На фотографии СУ-76, Польша, июль-август 1944 г.

На фотографии СУ-76 проходит мимо подбитого немецкого танка, Польша, июль-август 1944 г.